[греч. ̓Ανοιξαντάρια], в визант. и поствизант. церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне (Пс 103. 28-35) с заключительным малым славословием «Слава: И ныне». Термин произошел от 1-го слова 2-й пол. 28-го стиха указанного псалма: «̓Ανοίξαντός σου τὴν χεῖρα τὰ σύμπαντα πλησθήσονται χρηστότητος» ( ). Различаются древние, т. е. визант., А. XIV-XV вв., именуемые большими или великими (μεγάλα ἢ μέγιστα), и более краткие, принадлежащие мелургам XIX в. Древние А. представляют собой распетые полустишия (24 колена) и поются 2 хорами попеременно. После псалмового стиха исполняются троичные стихи (τριαδικοὶ στίχοι): «Слава Тебе, Отец, слава Тебе, Сын, слава Тебе, Дух Святой», «Слава Тебе, Царь Небесный; слава Тебе, Вседержитель, с Сыном и Духом» и др.; в поздних рукописях преобладает краткий вариант « » (Ath. Doch. 332. Fol. 19, 60-е гг. XVIII в.). По аналогии с названием припевов А. целиком в рукописях часто именуются «Троичны» (Τριαδικά). Мелодические обработки хотя бы 1 из стихов А. имеются у всех выдающихся визант. мелургов. В XIX в. появились обработки почти всех стихов. Наиболее известны А. Феодора Папапарасху Фокейского (исполнению к-рых отдается предпочтение), протопсалта Георгия Редестинского и святогорца Космы Дохиарита. Обычно А. поются на величественный 4-й плагальный, т. е. 8-й, глас. На особое возглашение стиха « » указывают древнегруз. и древнерус. Типиконы, отражающие богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного (рукопись сер. XIII в. из мон-ря Шиомгвиме, а также списки XIV в.- ГИМ. Син. Вл. № 328, 329, 332).